от 200 972 за м2
Многие клиенты разбираются в архитектурных особенностях проектов на бытовом уровне, чаще всего используются термины «красиво-некрасиво» или «нравится-не нравится». «Согласно нашим оценкам, при покупке на архитектурную концепцию и ее индивидуальность обращает отдельное внимание только каждый пятый клиент», – говорит Ольга Карпова, Директор по продукту «ИНТЕКО».
Вместе с тем, архитекторы обходятся девелоперам в копеечку.
«Российские от 800-1000 руб./кв. м продаваемой площади объекта и выше, – комментирует Андрей Стреналюк, управляющий партнер LarusCapital. – В эту цену входит создание архитектурной концепции, проектирование стадии «Проект» и «Рабочая документация». Услуги зарубежных зодчих стоят от 3000 – 4000 руб./кв. м продаваемой площади объекта и выше за тот же объем».
Среднестатистический жилой комплекс общей продаваемой площадью квартир в 20 тыс. кв. м от хорошего российского архитектурного бюро будет стоить ориентировочно 35-45 млн руб., подсчитали эксперты LarusCapital. Умножаем на три и получаем ценник от их зарубежных коллег.
«Затраты на архитектурную концепцию и проект всегда выше в бизнес классе и премиальном сегменте, – говорит Андрей Стреналюк. – На наш взгляд качественная архитектура, соответствующие планировочные решения, квартирография и отличное благоустройство могут повысить доходную часть проекта на 10 % и выше, также улучшается и темп продаж».
Последнее свидетельствует о том, что отношение к архитектуре меняется современный рынок новостроек буквально за 5-7 лет качественно изменил восприятие покупателей недвижимости, сильно развил их «чувство прекрасного», считает Ольга Карпова.
«Даже если архитектура у одного проекта ЖК не выдающаяся и не индивидуальная, а у другого лучше, чем стандартные решения, то практически у всех клиентов, благодаря общей внутренней развитости вкуса, формируется дополнительный мотив к покупке», – делает вывод эксперт.
Качественная архитектура ЖК не является решающим критерием принятия клиентом решения о покупке недвижимости. Она относится скорее к группе вспомогательных факторов, которые имеют кумулятивный характер. Другими словами, при прочих равных, наличие качественной архитектурной концепции у проекта является параметром, который позволяет его выделить среди конкурентов, дать ему WOW-узнаваемость. А по простой логике, чем больше людей узнает о данном проекте по причине особенной архитектуры, тем больше охват потенциальных покупателей недвижимости.
В качестве примера Ольга Карпова приводит новый тренд среди девелоперов по развитию своих проектов и отношений с подрядчиками. Например, основную архитектурную концепцию может разрабатывать именитое архитектурное бюро, компания, которая специализируется именно на данном бизнесе. При этом какие-то фасадные элементы этого здания могут доделывать другая компания с высокой узнаваемостью на других потребительских рынках. Как только проект начинает участвовать в подобной архитектурной коллаборации, информация о нем становится известна гораздо большему кругу людей, и многие его характеристики спустя короткое время становятся нарицательными и узнаваемыми (как минимум за счет «сарафанного радио» в профессиональной среде, а как максимум – за счет сильного и узнаваемого бренда этого подрядчика).
Интересным является опыт компании ИНТЕКО в реализации проекта «Садовые кварталы». Над ним работало сразу семь знаменитых российских архитектурных бюро. Зарубежными партнерами при проектировании выступили главный архитектор Барселоны Хосе Асебилью (консультант по структуре микрорайона) и известная международная компания WatermanInternational (консультант по проектированию инженерных систем и конструктива). Каждый из них привнес в проект свой опыт и стиль, поэтому проект получился действительно уникальный и узнаваемый, завоевал массу премий и наград на рынке недвижимости.
Если говорить о массовом сегменте, и особенно о стандартном классе, то сегодня архитекторы «с именем» к работе привлекаются довольно редко. Ведь работа отечественного и уж тем более зарубежного «архитектурного бренда» стоит довольно дорого. А значит – скажется на цене самой квартиры для покупателя. «К тому же если выбирать между архитектурой и ценой, то покупатель массового сегмента всегда выбирает цену», – считает Роман Лябихов, генеральный директор ГК «Атлант».
Тем не менее, архитектура, внешний облик являются дополнительным преимуществом «при прочих равных», отмечает эксперт. Не давая возможности значительно повысить цену, архитектура может повысить востребованность и успешность проекта. Поэтому девелоперы уделяют этому вопросу достаточно много внимания. Однако опираются на собственные проектные бюро внутри компании, либо привлекают не самых известных архитекторов.
«В большинстве случаев девелопер дает архитектору ТЗ. Все-таки при разработке проекта он лучше понимает свою целевую аудиторию и ее предпочтения, – резюмирует Роман Лябихов. – Тем более, если речь идет о не первом проекте, у такого девелопера может уже сложиться собственный стиль, которого он будет придерживаться».
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.