от 168 000 за м2
По мнению Ирины Доброхотовой, председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», имя или бренд архитектурного бюро могут повлиять на ценообразование, пожалуй, лишь в элитном сегменте. «Вспомним проекты, когда застройщики делали особый акцент на привлечении именитых дизайнеров (Келли Хоппен, НорманФостер, Филип Старк), – говорит эксперт. – Однако в массовом сегменте по-прежнему главенствует такой критерий, как «бюджет покупки», обычные граждане не готовы переплачивать за архитектуру, пусть даже голландскую или британскую».
Между тем, если застройка достаточно масштабная, комплексная, затраты девелопера на привлечение европейских архбюро в пересчете на себестоимость каждого квадратного метра неощутимы, поэтому именитые зодчие в таких проектах также встречаются.
«Есть примеры, когда к реализации проектов массового сегмента привлекались голландские, испанские, даже японские архбюро, и на ценообразовании это практически не сказывается, –подтверждает Ирина Доброхотова. – На старте продаж квартиры, например, в ЖК «Домашний», можно было приобрести по цене от 3,8 млн руб., в ЖК SREDA – также от 3,8 млн руб., в «Селигер Сити» – от 4,2 млн руб. Сейчас, конечно, цены в этих проектах стали намного выше – где-то в продаже не осталось лотов минимальной площади, а некоторые проекты уже введены в эксплуатацию, что также сказалось на ценах».
«Однако архитектурный бренд не оказывает влияния на покупателя в самостоятельном его значении, – говорит Павел Брызгалов, директор департамента продукта ГК ФСК. – Если проект реализован качественно, то имя архитектора, который над ним работал, является приятным дополнением к маркетинговой составляющей продукта. Если же у покупателя есть вопросы к срокам реализации или к качеству продукта, то ни какой архитектурный бренд не спасет ситуацию».
С другой стороны, отмечает Ольга Карпова, директор по продукту «ИНТЕКО», на рынке есть удачные кейсы ЖК бизнес-класса с дорогими, сложными фасадно-архитектурными решениями, которые очень успешно реализуются, но при этом их архитектура разработана силами собственного проектного бюро (или проектного института) девелопера, без привлечения именитых архитекторов.
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.