от 350 646 за м2
Весь прошлый год ипотека шла вперед, поддерживаемая «костылями» от государства в виде программы субсидирования ставки. В марте решался вопрос о продолжении работы программы и, после непродолжительных дискуссий между Министерствами финансов и строительства, её продлили до конца года. За счет господдержки за 11 месяцев 2016 г. было выдано 40% ипотечных кредитов. Объем в рублях составил 37,7% от всей выданной ипотеки за этот период. Однако, к концу года, когда ключевая ставка была снижена до 10%, программа субсидирования потеряла свою актуальность.
По подсчетам аналитиков «Метриум Групп», к декабрю прошлого года ипотека достигла следующих показателей. По отношению к 2015 г. количество выданных кредитов увеличилось на 24,94%, а объем кредитования в денежном выражении – на 29,86% (общая сумма составила более1,29 млрд руб.). При этом средневзвешенная ставка снизилась на 0,82 п.п. до 12,62%. Средняя сумма кредита выросла на 64 тыс. руб. Продолжает расти и средний срок кредитования: за 11 месяцев он увеличился почти на 8 месяцев, превысив 15 летний порог, что говорит о более осторожной оценке финансовых возможностей заемщиков. Но, несмотря на все усилия, отставание от показателей 2014 г. составило по объему кредитования 17,76%.
«В 2016 г. Центральный Банк России продолжил чистку банковского сектора: было отозвано 97 лицензий кредиторов, однако значимых игроков ипотечного рынка среди них не замечено, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Таким образом, по данным ЦБ, на 1 июля 2016 г. количество банков, выдающих ипотечные кредиты, составило 499, что на 13% меньше, чем на эту же дату предыдущего года, без учета отозванных лицензий во втором полугодии».
Лидерами ипотечного кредитования являются 12 банков, имеющих свыше 1% доли рынка: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Газпромбанк, Дельтакредит, ВТБ Банк Москвы, Райффайзенбанк, Абсолют банк, Банк «Возрождение», Банк «Санкт-Петербург», Связь-банк, Транскапиталбанк. Среди них представлены как банки с госучастием, так и частные банки, все они давно работают с ипотекой и задают рынку «правила игры».
«В ушедшем году обострившаяся конкуренция между банками возродила такие подзабытые продукты как «ипотека по двум документам» (без подтверждения доходов) и «ипотека без первоначального взноса», – рассказывает Мария Литинецкая. – Одна программа рассчитана на тех, кто имеет существенные накопления для покупки квартиры, и по различным причинам их финансовое положение не оценивается. Другая, напротив, адресована тем, кто на покупку не накопил, но получает хороший и стабильный доход (не секрет, что отбор заемщиков по этой программе еще жестче, чем по стандартной). Таким образом ипотека стала снова доступна более широкому кругу покупателей, чем в период действия программы господдержки».
Кроме этого, появились и настоящие новшества на рынке, отмечают эксперты. Во-первых, подача документов на получение кредита в банк через online-заявку. Ранее таким образом можно было отправить только предварительную заявку, то есть узнать примерную сумму одобряемого кредита и условия. Для окончательного одобрения необходимо было явиться с пакетом документов в офис кредитора.
Во-вторых, Сбербанк совместно с Росреестром запустил пилотный проект по удаленной подаче документов на государственную регистрацию, что позволяет клиентам сразу после подписания сделки в отделении подать документы на регистрацию, минуя очереди в Росреестре или Многофункциональном центре.
В-третьих, банки вышли в социальные сети и не только проводят проверку своих потенциальных клиентов через выложенную о себе информацию, но и ведут живое общение, решают проблемные вопросы и предлагают помощь в достижении финансовых целей.
«Таким образом, мы видим тенденцию, направленную на дистанционную работу с клиентами, – отмечает Мария Литинецкая. – Кредиторы, которые быстрее других адаптируются и хорошо ориентируются в новой цифровой реальности, имеют шансы на удержание «старых» клиентов и завоевание нового поколения».
Соблюдение баланса передовых подходов к обслуживанию клиентов и консервативной оценки финансовых возможностей заемщиков позволило уменьшить просрочку по рублевой ипотеке к ноябрю до 1,112%. На протяжении последних трех месяцев этот показатель стабильно падал, а значит, после двух лет роста тренд переломился в сторону понижения. К сожалению, этого нельзя сказать про валютные кредиты, в которых относительная доля просрочки пока что растет и составляет 31,3% от выданной в валюте ипотеки. Напомним, что по жилищным кредитам – самая низкая доля просроченной задолженности по сравнению со всеми остальными видами кредитования.
Таким образом, в 2016 г. ипотека доказала свою надежность в качестве финансового инструмента как для кредиторов (низкая просрочка и стабильная доходность), так и для клиентов (для покупки жилья они использовали ее чаще, чем обычно).
Количество сделок в Московском регионе с привлечением ипотеки в 2016 г. составило 43 876 единиц, что на 32,64% больше, чем в 2015 г.
Как отмечают эксперты «Метриум Групп», одним из главных достижений 2016 г. стало начало «возрождения» вторичного рынка недвижимости. Это произошло за счет улучшения условий кредитования и принятия продавцами квартир новых правил игры на рынке. По данным Росреестра в 2016 г. в столице зарегистрировано 56 тысяч сделок на вторичном рынке, таким образом их доля составила 44,44%. Говорить о полном возращении лидерских позиций «вторички» не приходится, в ближайшее время мы увидим коррекцию и перераспределение долей рынка между строящимся и готовым жильем. В том числе и за счет дополнительного объема предложения от инвесторов владельцев новостроек, которые после получения права собственности на жилье начнут его продавать в связи с увеличением налогов на недвижимость. Эти и другие косвенные факторы наверняка отберут лавры лидера у первичного рынка, но доля «вторички» уже вряд ли будет выше 55%.
Если в ушедшем году кредиторы старались отыграть предыдущее снижение, то главной целью в ближайшие годы будет – достигнуть выдачи ипотеки в объеме 1,9 трлн руб. к 2018 г., запланированной в «Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года». И это выглядит вполне реалистично.
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.