от 198 084 за м2
Как показывает статистика нашей компании, основанная на данных опроса покупателей квартир, большая часть сделок приходится на тех, кто приобретает жилье для собственного проживания (70 %). Причин много: переезд из одного города в другой, стремление жить отдельно от родителей и просто улучшить свои жилищные условия. Еще 15 % покупателей выбирают жилье для детей, желая не только поощрить их успехи, но и помочь с переходом в самостоятельную жизнь. Около 9 % покупают жилье для родителей, и еще примерно 6 % сделок относятся к инвестиционным.
Соответственно, в каждом случае критерии выбора варьируются в зависимости от поставленных целей, которые определяют и локацию, и планировочные решения. Например, детям в качестве «старта» часто покупают небольшую однокомнатную квартиру или студию. Просторные двух- или трехкомнатные форматы рассматривают уже в том случае, когда появляется собственная семья, дети.
Как показывают подсчеты, более 50 % сделок по-прежнему приходится на покупателей в возрасте от 30 до 45 лет, но при этом замечено, что произошло увеличение числа покупок со стороны более молодых потребителей. Доля покупателей в возрасте от 20 до 25 лет выросла на 4 %, а от 30 до 35 лет – на 5 %. Карьерные возможности помогают молодым людям найти «место под солнцем» и накопить достаточные деньги для оформления ипотеки. Ставки за последние годы стали значительно ниже, что открывает новые возможности и позволяет, например, при том же уровне дохода взять кредит на большую сумму или обойтись меньшим размером ежемесячного платежа.
Здесь мы подошли к самому главному: какими бы ни были пожелания покупателей, важнейшим критерием, особенно в массовом сегменте, является цена. Бюджет в значительной степени определяет параметры квартиры и ее географию, и если в наличии всего 3 млн руб., то рассмотреть квартиру комфорткласса в Москве удастся только с ипотекой. Исследования рынка показывают, что около 45 % покупателей поставили стоимость жилья на 1-е место. Локация и транспортная доступность от метро – на 2-м месте, на 3-м – инфраструктурная составляющая проекта.
Залог успешности проекта – предложить потребителю тот набор планировочных решений, который устроит его и по функциональности, и по цене. Застройщики уменьшали метраж квартир, чтобы оптимизировать бюджет покупки и сделать недвижимость более доступной для населения. Тренды по оптимизации пространства коснулись не только недорогих жилых комплексов, но и относящихся к бизнес-классу, то есть тех проектов, которые традиционно характеризуются крупной нарезкой.
Согласно подсчетам относительно 2013 г., площадь среднестатистической квартиры уменьшилась примерно на 26 %, что говорит об изменении квартирографии в новых проектах. Покупателям интересны небольшие форматы: средняя площадь самых продаваемых квартир составила 52-54 кв. м, и в эти рамки вполне укладываются двухкомнатные варианты.
Изменения касаются и метража, и линейки планировочных решений. Застройщики готовы дополнять ассортимент стандартных квартир не только за счет студий, но и за счет вариантов европланировки, предусматривающей объединение гостиной и кухни. При отсутствии стены, съедающей метраж, происходит увеличение жизненного пространства. Таким образом, ключевым преимуществом формата можно назвать оптимальное сочетание цены и качества, а также наличие возможности получить больше функциональных зон в рамках того же количества комнат.
Интерес со стороны покупателей привел к тому, что застройщики готовы расширять ассортиментную линейку за счет квартир с европланировками. Доля таких предложений, по нашим оценкам, не превышает 15 %, но при этом сам формат активно развивается. В комфортклассе объем евроквартир может составлять от 6 до 80 %, при этом некоторые застройщики и вовсе не предлагают классические планировки. Бизнес-класс «внедряет» такие квартиры еще активнее.
Стараясь учесть запросы рынка, застройщики готовы искать и другие решения. Например, они стараются так спроектировать пространство, чтобы у покупателей была возможность объединения соседних квартир. В результате мы видим следующее: с одной стороны – происходит сокращение площадей, но с другой – удовлетворяется потребность в покупке просторного жилья, которое удастся получить после покупки двух смежных помещений. Для застройщиков это возможность нивелировать некоторые просчеты, а для покупателей – получить желаемый результат в нужной локации.
Что касается площадей, то квартиры небольшого формата остаются той самой «золотой серединой», которая наиболее востребована в массовом сегменте. Аналитические исследования показывают, что средняя площадь лотов в комфортклассе уменьшилась с 61 кв. м, отмеченных в 2014 г., до 55 кв. м, зафиксированных сегодня. Кроме того, за последний год также наблюдалось снижение средней площади приобретаемых квартир: в классе стандарт – на 7,5 %, в комфортклассе – на 3,6 % и в бизнес-классе – на 4,3 %.
Стоит заметить, что сфера недвижимости консервативна, и на перемены рынок отвечает с некоторым опозданием. Что же может свидетельствовать о стабильности и даже росте площади лотов? Ответ очевиден: покупатели всегда будут стремиться к комфорту и они жаждут переезда из крохотных квартир в жилье с улучшенными характеристиками, тем более что происходит падение ставок по кредиту.
Начинает меняться отношение потребителей и к наличию отделки: доля покупателей, выбирающих формат «въезжай и живи», выросла до 20 %, при этом важным критерием становится включение отделки в стоимость договора долевого участия. В этом очень заинтересованы заемщики, так как ипотечный кредит в таком случае распространяется и на само жилье, и на ремонт.
Учитывая эти запросы, застройщики включают в свое предложение лоты с отделкой, причем делают это все более активно. Доля квартир с отделкой (полной и «под чистовую») в старых границах Москвы составляет 21 % в стандарт-классе, столько же в комфорте и порядка 17 % в сегменте бизнес (отделка включена в договор участия в долевом строительстве). Даже более дорогие проекты предлагают готовый формат, что является тенденцией последнего времени. Можно ожидать, что потенциальный рост доли новостроек в целом по рынку с отделкой составит до 25-30 % до конца текущего года. Этому способствует и жесткая конкуренция между застройщиками, и необходимость расширения продуктовой линейки, и ввод новых стандартов жилья, которые подразумевают наличие отделки.
Важно понимать, что рынок недвижимости находится на пороге революционных перемен, которые коснутся не только структуры работы застройщика, но и положения покупателя в этой системе, что, безусловно, может отразиться и на квартирографии проектов.
Наталия Кузнецова, «Бон Тон»
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.