Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Ярославский вокзал — шедевр модерна

18 августа 2025, 18:24

Гуляя по Москве: Ярославский вокзал — шедевр модерна

Ярославский вокзал — один из главных транспортных узлов на карте.

Читать больше
«четвертый» вокзал на «Площади трёх вокзалов»

18 августа 2025, 18:20

Достопримечательности Москвы: «четвертый» вокзал на «Площади трёх вокзалов»

Павильон был построен в 1896 году по проекту Генриха Войневича.

Читать больше
один из самых красивых и больших вокзалов

15 августа 2025, 18:03

Казанский вокзал - один из самых красивых и больших в столице

Строительство современного здания вокзала началось в 1913 году.

Читать больше
архитектурный эксперимент

13 августа 2025, 22:23

Дом Наркомфина - архитектурный эксперимент

Архитектор Моисей Гинзбург определял его как «опытный дом переходного типа».

Читать больше
памятник архитектуры конструктивизма

11 августа 2025, 18:40

Достопримечательности Москвы: Дом на набережной - памятник архитектуры конструктивизма

До 1952 года он был самым высоким жилым зданием Москвы.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 2 квартал 2025

Донской Арбат

Застройщик: Московская Строительная Компания

от 131 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК «Город-парк Первый Московский»

Застройщик: Абсолют Недвижимость

от 154 049 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2026

ЖК Upside Towers (Апсайд Тауэрс)

Застройщик: Upside Development

от 350 303 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2024

ЖК «Цветочные поляны City (Староселье)»

Застройщик: Группа Самолет

от 135 250 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2024

ЖК Театральный квартал

Застройщик: Концерн КРОСТ

от 337 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК Фриссон

Застройщик: ГК ФСК

от 288 700 за м2

Все объекты
Новости
ЖК G3 Театральный

19 августа 2025, 14:13

В ЖК G3 Театральный запущены новые акционные программы для покупателей

Девелопер предлагает несколько вариантов ипотечных программ, рассрочек и бонусов.

Читать больше
завершена передача ключей в 2 корпусах «Символа»

19 августа 2025, 11:32

«Донстрой» завершил передачу ключей в двух корпусах «Символа»

Новосёлы переедут в 468 квартир различных функциональных планировок.

Читать больше
перспективность новых жилых проектов в Новогиреево

18 августа 2025, 13:15

Компания RRG выявила перспективность новых жилых проектов в Новогиреево

Эта локация имеет устойчивый потенциал для реализации проектов жилой застройки.

Читать больше
Как Группа Аквилон формирует «умные» города

15 августа 2025, 17:06

Как Группа Аквилон формирует «умные» города

Группа Аквилон применяет собственную разработку InHome.

Читать больше
Sminex приступил к оформлению фасадов Twist

15 августа 2025, 13:00

Специалисты Sminex приступили к оформлению фасадов делового центра Twist

Общая площадь всех фасадов Twist составляет 9 тысяч кв. м.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.