Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Останкинская телебашня - самое высокое здание

13 октября 2025, 14:01

Останкинская телебашня - самое высокое здание в Европе

В хорошую погоду ее видно из многих районов севера и северо-востока Москвы и городов области.

Читать больше
храм в русско-византийском стиле

10 октября 2025, 18:39

Достопримечательности Москвы: Храм Христа Спасителя — самый большой в России

Общая высота храма достигает 103 м, высота внутреннего пространства — 79 м, толщина стен — 3,2 м.

Читать больше
Парк «Зарядье» - оазис в центре столицы

08 октября 2025, 17:46

Парк «Зарядье» - оазис в центре столицы

В 2018 году «Зарядье» было внесено в список 100 лучших мест в мире.

Читать больше
Цирк на Цветном бульваре - один из старейших

06 октября 2025, 17:28

Цирк на Цветном бульваре - один из старейших в России

Уже много лет он является важной частью культурной жизни российской столицы.

Читать больше
главная сокровищница Московского Кремля

06 октября 2025, 12:21

Оружейная палата - главная сокровищница Московского Кремля

Оружейная палата начала формироваться еще в XIV веке как частная сокровищница.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 3 квартал 2023

Жилой квартал Prime Park(Прайм Парк)

Застройщик: Оптима девелопмент

от 532 468 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2021

Срок сдачи 4 квартал 2027

ЖК Кутузов Сити

Застройщик: ООО СВЭМ

от 580 000 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2024

Дом MALEVICH (Малевич)

Застройщик: Концерн КРОСТ

от 268 690 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2028

ЖК Зилант Премьер

Застройщик: Группа Самолет

от 230 723 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК Обручева 30

Застройщик: ЛСР. Недвижимость Москва

от 345 830 за м2

Все объекты
Новости
Компании DOGMA и «Русклимат» заключили соглашение

14 октября 2025, 16:31

Компании DOGMA и «Русклимат» заключили соглашение о сотрудничестве

Русклимат будет поставщиком комплексных инженерных решений для домов компании DOGMA.

Читать больше
Дома «Тишинского бульвара»

13 октября 2025, 12:17

Дома «Тишинского бульвара» будут иметь фасады из натурального камня

Всего в оформлении будет использовано 12 видов облицовочных материалов.

Читать больше
В Отрадном построят школу на 600 учеников

10 октября 2025, 18:02

В Отрадном построят школу на 600 учеников

Завершение строительства запланировано на 2026 год.

Читать больше
Фото предоставлено Forbes Congress.

09 октября 2025, 12:57

Анна Коробкова: «Элитная недвижимость должна вызывать эмоции»

Заместитель генерального директора компании «Донстрой» рассказала о ключевых трендах.

Читать больше
Sminex получил от Сбера кредит 55 млрд рублей

09 октября 2025, 12:03

Sminex получил 55 млрд рублей на строительство «Фрунзенской набережной»

Sminex инвестирует полученные средства в возведение 11 домов.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.