Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Антресоль в интерьере: не только большая полка

25 ноября 2024, 18:46

Антресоль в интерьере: не только большая полка

В квартирах с высокими потолками так называют верхний полуэтаж.

Читать больше
Лайфхаки от специалистов, как освежить интерьер

25 ноября 2024, 18:43

Лайфхаки от специалистов, как освежить интерьер квартиры

Обновить интерьер достаточно просто, если добавить в него живые комнатные растения.

Читать больше
Квартира как произведение искусства

22 ноября 2024, 17:27

Квартира как произведение искусства: как оформить жилье в стиле модерн?

Большое внимание уделяется текстилю и обоям.

Читать больше
Назван самый экологичный район «старой» Москвы

20 ноября 2024, 17:27

Назван самый экологичный район «старой» Москвы

Строгино – это самый экологичный район «старой» Москвы.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК Sydney City (Сидней Сити)

Застройщик: ГК ФСК

от 397 200 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2022

ЖК «MAINSTREET» (Мейнстрит)

Застройщик: ГК «Основа»

от 263 000 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК Parkside (Парксайд)

Застройщик: Группа ЛСР

от 292 984 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

ЖК RED7 (РЭД7)

Застройщик: ГК «Основа»

от 500 000 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2024

ЖК «Alba del Mare (Альба дель Маре)»

Застройщик: СЗ ПРО-СЕРВИС

от 227 326 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2026

1-й Ясеневский

Застройщик: ДСК-1

от 221 605 за м2

Все объекты
Новости
При поддержке мультиквартала VEER в Центре «Зотов»

25 ноября 2024, 18:15

При поддержке VEER в Центре «Зотов» проходит выставка о конструктивизме

При посещении экспозиции гости могут взаимодействовать с инсталляцией MR Group.

Читать больше
При поддержке Донстрой откроется фестиваль

25 ноября 2024, 14:44

При поддержке Донстрой откроется фестиваль «Архитектура для людей»

Фестиваль будет проходить в Центре «Зотов» в течение месяца.

Читать больше
Социальные и коммерческие объекты в двух ЖК ТиНАО

22 ноября 2024, 18:03

Социальные и коммерческие объекты в двух ЖК ТиНАО дадут городу 500 рабочих мест

На сегодняшний день ведется активное строительство двух крупных школ.

Читать больше
Фото предоставлено Urban

22 ноября 2024, 14:39

Сразу два проекта «Донстрой» победили в премии Urban Awards

«Остров.3» и «Символ» стали победителями в трех номинациях.

Читать больше
Эксперты «Донстрой» выступили на форуме

22 ноября 2024, 13:48

Эксперты «Донстрой» выступили на форуме «Лидеры проектирования»

В ходе выступления представитель компании рассказал об уникальном проекте девелопера.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.