от 199 965 за м2
Практически во всех современных жилых комплексах, особенно если речь идет о масштабных объектах, всегда возникает потребность в помещениях коммерческого назначения. Причем их проектирование и строительство ведет один застройщик в рамках своего проекта.
Как правило, коммерческие помещения планируются заранее с возможностью оперативного перепроектирования и перепланировки. Пул арендаторов может формироваться на любой стадии реализации объекта, как на котловане, так и в готовых зданиях.
«При реализации коммерческих площадей девелоперы используют несколько схем, – рассказывает Наталья Козлова, коммерческий директор Tekta Group. – Первая: помещения выкупает профильный инвестор, которой сам занимается формированием предложений и поиском арендаторов. Иногда еще на стадии разработки проекта под крупных арендаторов (скажем, ритейлеров) планируют специальные помещения. Второй путь – продажа помещений постепенно для всех желающих. На мой взгляд, лучший регулятор при выборе арендаторов – «невидимая рука рынка». Даже если на первых порах, скажем, аптек будет слишком много, а салонов красоты – слишком мало, то со временем лишние аптеки закроются и на их место придут салоны красоты. Кроме того, заранее предсказать конкретные объемы спроса на те или иные услуги крайне непросто, ведь мы не можем точно спрогнозировать, какими будут жильцы нашего комплекса и их запросы. В связи с этим саморегулирование рынка лучше решает эти вопросы».
Одновременно управление проектами в жилой и коммерческой недвижимости требует от девелопера большого опыта, поэтому большая часть застройщиков предпочитают развивать бизнес в одном направлении. Тем не менее, среди компаний, диверсифицирующих свой портфель, строя как жилье, как и коммерцию, можно назвать MR Group, Capital Group, ГК «Ташир», «МонАрх». Они имеют возможность самостоятельно реализовывать жилую и коммерческую инфраструктуру и тем самым создавать потенциальные рабочие места для будущих жителей: как в рамках жилого комплекса, так и в объектах коммерческой недвижимости, построенных поблизости с новым ЖК.
По словам Марии Литинецкой, управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE в рамках своих проектов девелоперам не выгодно строить полномасштабные офисные центры, поэтому организация мест приложения труда нередко ограничивается только присутствием компаний, арендующих коммерческие помещения на первом этаже комплекса. Однако в последние годы набирает популярность еще один тренд, а именно – организация коворкингов, где жители могут работать с удаленным доступом. Такое решение, к примеру, доступно в Доме Chkalov.
Впрочем, если учесть, что коммерческие помещения занимают в среднем не более 5-7% площади, продаваемой в жилом комплексе, то такое количество квадратных метров вряд ли позволит обеспечить должное количество вакантных мест, где смогут работать сами жители новостройки, считает Наталья Козлова.
Словом, прогноз для безработных новоселов пока неутешительный, трудиться, не выходя из подъезда собственного дома, они смогут, но не все.
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.