от 150 000 за м2
Собянин буквально ворвался в российскую политику в октябре 2010 года, став олицетворением "революции сверху". Желания власти что-то менять самой в лучшую сторону без нажима снизу, который произойдёт чуть позже. Хотя, для знающих пресвящённых людей и тогда было очевидно, что всего-навсего свершилась отложенная месть Лужкову за оппозицию Путину на выборах 1999-2000-х годов, когда он сначала сам хотел занять президентское кресло, а затем выдвинул на эту роль политического тяжеловеса Е.М.Примакова. Такие вещи Путин не прощает, но и умеет ждать. Когда Лужков потерял чувство реальности и из "строителя Москвы", преобразившего серый совковый город, к тому же переживший страшный упадок во время слома системы начала 90-х, поставивший Москву в один ряд с крупнейшими развитыми мегаполисами мира, превратился в коррупционера масштаба соответствующего самому большому городу Старого Света, Путин нанёс свой единственный, чётко выверенный и смертельный удар. Нанёс руками Медведева, который впрочем, никогда не был замечен в излишней самостоятельности. "Утрата доверия" для Лужкова была как гром среди ясного неба. Отставка стала настоящей неожиданностью для мэра, который мнил себя непотопляемым и бессменным любимцем москвичей. Это было во многом так. Но времена меняются, а "народная любовь" штука непостоянная, особенно если грамотно поработать над ней с помощью СМИ.
Лужков 90-х и Лужков 2000-х, это по сути два совершенно разных человека. В конце Лужковского правления Москва столкнулась с целым рядом трудноразрешимых проблем: это и проблема пробок, которые к 2010 году стали совершенно нестерпимыми, и плохо работающий, переполненный метрополитен, сроки строительства новых линий которого не могли угнаться за постоянно растущим населением мегаполиса, это и уничтожение исторических зданий в центре, превращение центра столицы фактически в мёртвую зону, куда люди приезжали лишь на работу, чудовищный архитектурный фон, который был оправдан в 1990-х на фоне депрессивной брежневской застройки, но в XXI веке смотрелся дико. Существовали проблемы и по меньше: наличие крупных рынков в Москве, являвшихся рассадниками криминала, неблагоустроенность и часто вообще отсутствие зон отдыха в Москве, агрессивная городская среда. Но главное город фактически перестал развиваться. Основным драйвером для развития любого мегаполиса является строительство, но Москва к 2010 году фактически исчерпала все ресурсы для возведения новых зданий. Даже точечная застройка, ставшая визитной карточкой лужковской Москвы, уже не могла спасти положение даже частично.
Назначенный на пост мэра Сергей Собянин, вопреки злоязычным критикам получил не колоссальную "кормушку" в виде Москвы, а колоссальный клубок проблем, который он обязан был распутать. Ситуация предполагала радикальный и смелый подход. По-другому вопросы, копившиеся десятилетиями, решить бы было невозможно.
Сергей Семёнович окружает себя амбициозными и высокопрофессиональными людьми, такими как Марат Хуснуллин, Сергей Капков, Максим Ликсутов из старой лужковской команды Собянин сохранил только многоопытного Петра Бирюкова, который и сегодня отвечает за ЖКХ.
Мультимиллиардер Максим Ликсутов с женой
Главным решением Собянина первых лет пребывания у власти стало присоединение Новой Москвы. С 1 июля 2012 года площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза, а население выросло на 250 тысяч. Это был колоссальный шаг вперёд. Город получил фантастические возможности для развития. То о чём даже не мог помыслить Юрий Лужков, смелый Собянин осуществил менее чем за два года.
Не менее радикальным был подход к решению проблемы пробок. Продолжив реконструкцию развязок на МКАДе, которая началась в последние месяцы правления Лужкова, Собянин понимал всю порочность лужковского подхода к дорожному строительству. Суть этого подхода состояла в постоянном расширении вылетных магистралей, почти всегда в ущерб экологии. Москва всё больше начинала напоминать каменные джунгли с дорогами необъятной ширины, которые не смотря на это продолжали "стоять".
Сергей Собянин, понимал, что расширять городские улицы бесконечности невозможно, и что если уж это и делать, но необходимо заниматься системным благоустройством близлежащей территории. Этот подход воплотился в блестящей реконструкции Рязанского и Ленинских проспектов, Ленинградского шоссе и других важнейших транспортных артерий города.
Собянин первый из городских начальников позаботился о развитии велотранспорта в городе. Москва образца 2010 года была совершенно не приспособлена для перемещения велосипедистов, да и пешеходов. За 6 лет удалось сделать не так много, как хотелось бы, но все, же порыв в данном направлении был достигнут. Москвичи начали пользоваться велосипедами не только в парках, но и на улицах города. Решающую роль в этом сыграла популяризация велосипедного транспорта хипстерским движение, которое "окормлял" Сергей Капков.
Но все, же этих мер было не достаточно. Тогда правительство Сергея Собянина решило обратиться к западному опыту и ввести практику применения платных парковок. При этом в начале своего правления, когда муссировались слухи о введении платных парковок в городе, Собянин открыто заявлял, что ничего подобного не планируется. Тем не менее, плата за парковки начала взиматься. Сначала в историческом центре. Надо отметить, что эта мера вызвала одобрение москвичей и сразу дала ощутимый эффект: ездить в центр на машинах стали гораздо меньше. Дороги разгрузились, и город впервые за многие годы вздохнул с облегчением.
Одновременно началось активное строительство метрополитена. В 2012 году Собянин объявил о планах построить 70 новых станций Московского метро. К январю 2016 года было открыто 17 новых станций за время мэрства, в том числе Жулебино, «Новокосино, Котельники, Румянцево за МКАД. Также была продлена Бутовская линия легкого метро, с которой теперь возможна пересадка на Калужско-Рижскую линию. Была открыта станция Спартак, которая стояла замороженной с 1975 года. Также было начато строительство Солнцевской и Кожуховской линий, северного участка Люблинской линии до станции Селигерская и второй большой кольцевой линии метро (третий пересадочный контур). Всего же Программа развития Московского метрополитена до 2020 года стоимостью около 1 триллиона рублей предусматривает строительство ещё 76 станций и более 150 км линий. В 2016 году запланирован ввод 13 метростанций.
Но дальше что-то пошло не так. Платные парковки разрослись сначала до пределов Садового Кольца, затем до Третьего Транспортного, потом они вышли за его пределы и добрались даже до не имеющего проблем с пробками Зеленограда. Поползли слухи о том, что ведомство Максима Ликсутова, курирующее парковочный вопрос, собирается ввести плату за парковки во дворах. В условиях кризиса парковки стали, чуть ли ни единственным источником живых денег для Московского Правительства.
Но загнанные под землю с городских хайвэев люди быстро переполнили метро, ситуация в котором сегодня близка к коллапсу, и даже рекордные "собянинские" темпы строительства новых станций и линий не способны исправить ситуацию. Тем не менее, Максим Ликсутов предпочитает отрицать проблему, а не решать её. В одном из интервью весной 2016 года он заявил, что в целом ситуация в московском метро хорошая, особенно по сравнению к его японскими китайскими и японскими аналогами. Да, есть "проблемные" станции. Такие, как Выхино, но их единицы и с ними работают.
Ситуация с городским строительством так же оказалась далека от идеальной. Придя к власти на волне борьбы с "точечной застройкой", Собянин не только не запретил её, но и сделал ещё более интенсивной. Под строительство пошло все, что не было застроено при Лужкове. Дошло даже до того что у Тимирязевской Сельхозакадемии изъяли 110 га полей, используемых в качестве учебной базы для студентов-аграриев, чтобы построить на этом месте несколько кварталов элитных высоток. Скандал приобрёл федеральное значение и дошёл до президента, который постановил сохранить землю за академией. Однако, по информации СМИ, в недрах Минсельхоза созрел другой план, как обойти приказ президента. Просто ликвидировать крупнейший сельскохозяйственный ВУЗ страны, к которому уже появились вопросы касательно его "эффективности".
Важным строительным ресурсом собянинской Москвы – стали бывшие и немногие ныне существующие промзоны. Под застройку пошли территории таких заводов, как "Москвич", "ЗИЛ", "Фрезер", "Карачаровский Механический Завод" и других. При Собянине Москва окончательно перешла в "пост-индустриальную" стадию развития. Найти сегодня реальное производство в городской черте – крайне затруднительно. Москва стала городом менеджеров. Но вот незадача. В последние годы наметился тренд на вывод головных офисов крупнейших компаний из столицы. Даже Газпром перебирается в Питер. А это значит, что город не увидит ни налогов, ни рабочих мест.
Совершенно не понятно, кто будет жить в московских новостройках, которым с космической скоростью застраивается московская земля, когда люди поймут, что город просто не в состоянии обеспечить работой всех желающих.
Что же Новая Москва? Эйфория первых лет после присоединения новых территорий постепенно проходит и вот уже весной текущего года Новая Москва продемонстрировала снижение темпов продаж нового жилья. С чем это связано? Основная причина – абсолютная непроработанность инфраструктуры. Кварталы монолитных высоток зачастую возводят в голом поле. Вокруг нет ни то, что рабочих мест, но и детских садов, школ, поликлиник, магазинов. Не лучше дело обстоит и с дорогами. Практически единственной транспортной артерией связывающую Новую Москву со Старой оказалось Калужское шоссе, которое сейчас находится в стадии реконструкции, что сделало фактически невозможным перемещение по нему, в особенности в часы-пик.
Ещё одним козырем Собянина являлось его радение за исторические здания столицы, варварски уничтожавшиеся при Лужкове. В качестве примера можно привести хотя бы Галерею Шилова, - воплощение безвкусицы и лужковской эклектики, возведённой на месте исторического здания XIX века в пешей доступности от Кремля. Но вот на днях первый заместитель мэра Москвы по вопросам строительства и градостроительной политики Марат Хуснуллин обрушился с волной критики на конструктивизм и без обиняков предложил снести все здания в этом стиле, оставив два-три в качестве образцов "как не надо строить". "Мы за конструктивизм, хотя я лично считаю, что эти дома надо оставить как памятники того, что нельзя строить. Оставить обязательно 2–3 комплекса", - сказал он.
Сказано - сделано. Команду Собянина никогда нельзя было обвинить в прокрастинаторстве. Так 7-го июня началась зачистка Москвы от "тяжкого наследия конструктивизма". Сносят квартал "Погодинская". До этого снесли знаменитую таганскую АТС. Сносят разумеется не просто так, а чтобы возвести на их месте новое элитное жильё, которое можно выгодно продать.
Оказывается, ещё ноябре 2012 года комиссия по градостроительной деятельности мэрии Москвы приняла единогласное решение о сохранении семи конструктивистcких поселков, в том числе, "Погодинская".
В похвальном стремлении облагородить город, ликвидировав сомнительные рынки и уродливые ларьки Собянин нанёс смертельный удар по московскому малому бизнесу. Увы, но как это обычно бывает в России, с водой выплеснули младенца. Вместе со сносом уродливых торговых павильонов в переходах метро и на поверхности, сокращения допустимых торговых точек и постоянно повышающейся арендной платы, малым бизнесом в Москве заниматься стало решительно невозможно, а пресловутый "Черкизон" никуда не делся, лишь переместился на Юго-Восток Москвы, продолжив оставаться центром сосредоточения нелегальных мигрантов и прочего криминалитета.
Собянинская история, начавшаяся на мажорной ноте рискует превратиться в настоящий фарс. Между тем сам Сергей Семёнович человек не плохой и явно положительно отличается от всего нынешнего высшего эстенблешмента, хотя бы своей приверженностью демократическим ценностям. Вспомним хотя бы выборы мэра в 2014 году, ставшие не просто триумфальной победой Собянина над Алексеем Навальным, но и его важнейшей пиар-акцией. Собянин с одной стороны продемонстрировал, что пользуется реальной поддержкой москвичей, ведь итоги выборов не оспаривал и сам Алексей Анатольевич. С другой он показал себя, чуть ли ни как защитника демократии. Поговаривали, что Навльного освободили из под ареста по личной просьбе московского градоначальника, так как безальтернативные выборы были неприемлемы для "Тюменского рыцаря" и он хотел победить по всем законам чести в открытом поединке. И победил. Уважение москвичей к Собянину в 2014 году, пожалуй, достигло своего пика. А дальше началась история с парковками, массовая застройка, наступление на зелёные зоны, в частности в Кусково, где к вырубке приговорена значительная часть реликтового леса ради того чтобы построить Северо-восточную рокаду, в Кузьминках, где "реконструкция" лесопарка превратилась в прямое уничтожение редчайшего островка дикой природы в городской черте.
Собянинская Москва сегодня стала напоминать Москву лужковскую времён своего заката: вновь пробки, ад в метро, чудовищная плотность застройки. То есть, самые главные вопросы городского развития Собяниным решены не были. Зато был создан "хипстерский заповедник" – Парк Горького, несколько улиц в центре объявлены пешеходными и ежегодно проводятся "Фестивали варенья". Сегодня москвичи всё чаще задаются вопросом: "Собянин друг или враг"? Возможно, ближайшее будущее даст на него однозначный и исчерпывающий ответ.
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.