от 269 298 за м2
С течением времени городские рабочие центры перемещаются за пределы города. Так, в 50-80-х гг. прошлого века в Москве можно было выделить такие промышленные районы, как «Серп и Молот», «Зил». Сейчас крупнейшие бизнес-агломерации расположены в несколько иных локациях.
«Несомненно, самым знаковым и масштабным бизнес-кластером выступает ММДЦ «Москва-Сити», который и появился раньше других существующих сегодня в городе бизнес-районов», – говорит Павел Лепиш, директор по продажам «ИНТЕКО. – При этом недалеко от него уже развиваются территории с четко выраженной бизнес-направленностью – рядом с Кутузовским проспектом и Звенигородским шоссе. Здесь интенсивно расширяется офисная составляющая и увеличивается число рабочих мест. Считаю, что в обозначенных локациях бизнес-структуры будут и дальше наращивать свое присутствие».
Конечно, среди важнейших столичных бизнес-кластеров стоит отметить район Белорусской-Новослободской и Технопарк, которые также отличаются значительным количеством бизнес-центров и офисов.
Хотя понятие «бизнес-район», объединяющее жилье, офисы и торговлю существует уже давно. «Появление специализированных локаций, условно говоря, спальных районов, промзон, деловых центров – это явление XX века, – подтверждает Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. – Сейчас по всему миру идет процесс смешения этих составляющих. Люди стремятся жить там же, где работают, потому что не хотят тратить время на дорогу к офису. При этом они привыкли иметь доступ к коммерческим услугам и развлечениям в шаговой доступности».
Именно поэтому появляются проекты комплексной застройки, многофункциональные жилые комплексы, представляющие собой фактически «вертикальный» бизнес-район. Логичным развитием формата становятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые сейчас возводят в Москве. Они включают в себя не только жилую, коммерческую и офисную часть, но и доступ к нескольким типам городского и пригородного транспорта.
«Если говорить о западном опыте, то почти во всех крупных городах штатов имеются свои бизнес-кварталы, но не все стремятся там жить постоянно, – отмечает Мария Сафронова, эксперт технологичного агентства Homeapp. – Чаще всего люди селятся за городом, в собственном доме, а в квартирах живут или самые бедные, или самые богатые. Вот такое странное расслоение».
В бизнес-районах часто апартаменты арендуют компании для сотрудников или обеспеченные люди, чтобы иметь второе (третье, четвертое) жилье, поближе к офису. В нем при необходимости, можно переночевать. Но апартаменты не пользуются особым спросом у покупателей жилья для жизни.
Бизнес-район – это локация, где человек может жить и работать, одновременно получая все сопутствующие услуги в одном месте. В Москве Мария Сафронова выделяет три, на ее взгляд, знаковых деловых района.
«Москва-Сити» – это классический бизнес-район, там главная цель всего и всех – бизнес. Здесь очень узкий круг покупателей – крупные компании для собственных нужд, некоторые сотрудники этих компаний, молодые предприниматели, старт-аперы, творческие и медийные личности, то есть люди бизнеса и те, кто черпает вдохновение и эмоции от этого комплекса и видов из башен», – отмечает эксперт.
Не все хотят жить там, где почти круглосуточно кипит жизнь. Поэтому о «Москва-Сити» существуют очень полярные мнения от любви до ненависти, но равнодушных нет. Одни считают удобным жить и работать в одном месте, салоны красоты, массажи, магазины, мойка машин, все рядом, люди даже в город не выходят. Другие полагают, что жить в замкнутом пространстве среди небоскребов может привести к психологическому дискомфорту в будущем.
В районе Павелецкого вокзала уже давно идет развитие промзоны – новые офисы, торговая недвижимость, сейчас подтягиваются активно застройщики жилья. «Я вижу у него хорошие перспективы стать классическим бизнес-районом. Но минус в том. Что он развивается хаотично, нет общей концепции застройки», – отмечает Мария Сафронова.
В качестве еще одного примера делового района эксперт приводит район, прилегающий к Курскому вокзалу. Здесь два арт-пространства – Artplay и Винзавод. Они привлекают на свою территорию большую аудиторию, за которой потянулись застройщики жилых проектов. «Я думаю, что жилье будет востребовано как раз среди почитателей арт-культуры», – отмечает Мария.
В качестве прогноза она говорит следующее: «На развитие бизнес-районов влияет сложная транспортная ситуация в городе и вопрос экономии времени, поскольку жить и работать в одном месте намного удобнее, чем тратить огромное количество времени на поездки. Скорее всего, мы пойдем по зарубежному пути – покупки в деловых районах будут чаще в инвестиционных целях под сдачу в аренду тем, кто там работает».
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.