от 267 144 за м2
О чем чаще всего мечтают покупатели?
«По нашим оценкам, 52% покупателей столичных новостроек хотят видеть в проекте супермаркет, 17% – детский сад, 14% – школу, 8% – ресторан, 5% – отделение банка, 2% – салон красоты, по 1% – аптеку и химчистку, – рассказывает Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Именно эти объекты чаще всего размещаются на коммерческих площадях, однако их набор может варьироваться в зависимости от масштабов проекта, внешней инфраструктуры, конкурентной среды и т.д.».
Например, в городском квартале «Ривер Парк» полностью сдана в эксплуатацию и заселена первая фаза комфорт-класса. Проект строится «с чистого листа» на территории бывшего судоремонтного завода, на берегу Москвы-реки. Помимо жилых корпусов, фаза комфорт-класса включает детский сад и школу. На первых этажах домов работают супермаркеты, аптеки, кафе, салоны красоты, фитнес-центр, ветеринарная клиника и другие объекты. В наземном паркинге открылся автомоечный комплекс. В настоящий момент ведется строительство второй фазы бизнес-класса, в составе которой появится крупный образовательный центр.
В качестве еще одного примера эксперт приводит проект другого формата – камерный жилой комплекс комфорт-класса «Любовь и Голуби». Проект построен в сложившемся районе, и в дополнение к развитой внешней инфраструктуре здесь заработает детский сад, супермаркет, булочная, также планируется открыть фитнес-клуб и зоомагазин.
«Если говорить об инфраструктуре, которую застройщик делает в обязательном порядке, то это, прежде всего, базовые «опции»: благоустройство и озеленение территории, детские площадки, парковки, – рассказывает Роман Лябихов, генеральный директор ГК Атлант. – Строительство социальных объектов – детского сада, школы, поликлиники происходит по законодательным нормам и зависит от размера жилого комплекса».
Наличие остальных объектов инфраструктуры в проектах массовой застройки в большинстве случаев зависит от того, какие арендаторы придут в коммерческие помещения на первых этажах, считает эксперт. Практика показывает, что самыми распространенными являются продуктовые и цветочные магазины, аптеки, салоны красоты, ателье, стоматологические клиники, детские образовательные учреждения, фитнес-центры, отделения сбербанка.
Во многих случаях девелопер заранее разрабатывает концепцию использования помещений на первых этажах. Однако, гарантировать точное соответствие разработанному плану застройщик не может: для этого ему придется создавать на этих площадях собственный бизнес соответствующего направления. А в сегменте массового жилья это бывает крайне редко. Тем не менее, в большинстве случаев состав инфраструктуры соответствует запланированному, поскольку концепция использования помещений на первых этажах основывается на потенциальном спросе со стороны жителей новостроек и окружающих домов.
«Для наших клиентов при выборе ЖК «Румянцево-Парк» было важно наличие на территории ландшафтного парка, площадь которого составляет порядка 2 га. Кроме того, покупатели обращают внимание на качество детских площадок. Крайне важно наличие подземного паркинга и коммерческой инфраструктуры первой необходимости на первых этажах комплекса. И разумеется, Кроме того, это социальная инфраструктура – детские сады и школа, что априори важно для семейных покупателей с детьми», – делится своими наблюдениями Алексей Лухтан, директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development.
Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» среди самых распространённых объектов инфраструктуры в жилых комплексах массового сегмента называет, продовольственные магазины, в том числе сетевых ритейлеров, частные детские сады и детские развивающие центры, салоны красоты, кафе и мини-пекарни.
«В качестве примера могу привести наш ЖК «Кварталы 21/19», где уже работает два частных детских сада, развивающий центр, салон красоты «Локон», супермаркет «Пятерочка» и несколько кафе», – отмечает эксперт.
Таким образом пятерка самых востребованных объектов инфраструктуры современного жилого комплекса, судя по комментариям наших экспертов, выглядит примерно так:
1. Магазин (супермаркет).
2. Детский сад.
3. Школа.
4. Ресторан (кафе).
5. Салон красоты.
Редко, но метко…
Между тем, некоторые девелоперы достаточно часто снабжают свои проекты достаточно редкими, а порой и уникальными объектами инфраструктуры. По мнению эксперта компании «Метриум». Достаточно редкая практика – возведение медучреждений. Поликлиника представляет собой нетиповой объект, и его реализация сопровождается сложностями в проектировании, строительстве и согласовании. Чаще такие учреждения предусмотрены в масштабных проектах Новой Москвы, однако отдельные примеры можно найти и в старых границах столицы.
«Например, в ЖК «Мир Митино» на северо-западе Москвы, в пешей доступности от метро «Пятницкое шоссе», планируется построить поликлинику с детским и взрослым отделениями, а также медицинский центр со стационаром», – отмечает Надежда Коркка.
По ее словам, отдельного внимания заслуживает новый формат жилых комплексов Residential + Retail («жилье» + «розница»), который пришел в Россию относительно недавно. Эта концепция предполагает, что под одной крышей размещаются квартиры или апартаменты и коммерческие объекты.
Однако современные застройщики предлагают еще более комплексные решения. Так, в ЖК Discovery Park к этому дуэту присоединяется третья составляющая – Transportation: жильцы смогут буквально за несколько минут добраться по подземному переходу до станции метро. То есть транспортная инфраструктура фактически интегрируется в жилой комплекс. При этом в стилобатной части откроется торговый центр с супермаркетом, ресторанами, кафе, отделением банка, фитнес-центром.
По словам Андрея Колочинского, наличие уникальных объектов инфраструктуры в рамках ЖК напрямую зависит от классности жилья. Чем выше уровнем объект, тем интереснее может быть инфраструктура. Например, на территории одного загородного ЖК расположен яхт-клуб, в Новогорске есть жилой комплекс с акцентом на спортивную составляющую, на его территории работает центр художественной гимнастики, центр фехтования и др.
«Если взять наш ЖК «Кварталы 21/19», из необычных объектов мы может похвастаться спортивным клубом джиу-джитсу и дзюдо «AYUB», который открылся еще в 2017 г. Его визитной карточкой является тренер, в честь которого и назван клуб - Аюб Магамадов, многократный призер турниров, как в России, так и за рубежом, один из наиболее титулованных российских спортсменов в дисциплине джиу-джитсу, обладатель черного пояса», приводит пример эксперт.
С коллегой согласен и Роман Лябихов из ГК Атлант. «Редкая» инфраструктура характерна, в основном, для проектов высокой ценовой категории, начиная от бизнес-класса, – говорит эксперт. – В зависимости от расположения и масштаба жилого комплекса, это могут быть самые разные объекты. Начиная от малых архитектурных форм и ландшафтного (фонтаны, альпийские горки, парки и т.д.), заканчивая собственными БЦ и торговыми центрами».
Если смотреть в перспективу, то по мнению Алексея Лухтана, с всего в будущем застройщики будут обращать большее внимание на проектирование в составе комплексов зарядных станций для электромобилей в подземных паркингах, отводить специальные места в составе коммерческой инфраструктуры для размещения коворкингов, постаматов и т.д.
В итоге к наиболее редким объектам инфраструктуры в ЖК, основываясь на мнении наших экспертов, можно отнести следующие пять объектов:
1. Транспортно-торговый объект
2. Парк (сад)
3. Спортивный центр (яхт-клуб)
4. Офисный центр (коворкинг).
5. Медицинское учреждение.
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.