от 224 500 за м2
«Приспособления для инвалидов проектируются в жилых домах, потому что они заложены в СНиПах и других нормативных документах, – рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – Все несоответствия правилам выявляются на этапе экспертизы и устраняются еще до начала активной стадии реализации проекта».
По словам эксперта, девелопер может лишь внести некие дополнительные вещи в проект, чтобы будущая новостройка была максимально приспособлена для инвалидов. Например, демонтировать порожек между коридором и ванной комнатой, а также на входе в квартиру. В подъезде может быть убрана часть перилл или даже переделан пандус под конкретную модель инвалидной коляски.
Девелоперам следует соблюдать и множество других условий по нормативам квартиры. Для маломобильных групп населения жилье должно обладать рядом конструктивных особенностей. «В частности, минимальная площадь комнаты для человека, который передвигается на инвалидной коляске, должна составлять 12 кв. м, а если инвалид работает, то не меньше 16 м, – поясняет Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой». - При этом ширина дверных проемов не должна быть меньше 90 см, а саму квартиру застройщик должен оборудовать поручнями для беспрепятственного движения по квартире жильца-инвалида».
Кроме того, пожарные оповещения должны быть не только звуковыми, но и световыми, чтобы их могли заметить слабослышащие люди. Во входной группе подъезд должен быть на уровне земли, что позволяет полностью избавиться от ступенек и пандусов. Если же вход расположен выше, то в доме должны быть установлены современные широкие пандусы.
Если во входной группе присутствует лестница, то используется контрастная маркировка на лестницах (желтого цвета), контрастные полосы наносятся на первую и последнюю ступень лестничного марша и позволяют слабовидящим людям обратить внимание на начало и конец лестницы.
Если есть препятствие, используется тактильная плитка – объемный рисунок в виде точек. На ступени укладываются противоскользящие покрытия с накладками яркого желтого цвета, этот цвет хорошо различим для людей с остаточным зрением.
В качестве примера Ирина Доброхотова приводит жилой комплекс бизнес-класса D1 («Д1»), который реализуется на Дмитровском шоссе в САО Москвы, где для инвалидов предусмотрен ряд опций под общим названием «Доступная среда-доступная услуга», подразумевающим физическую доступность, доступность информации и доступность коммуникаций.
Концепцией предусмотрены информационные знаки, указатели, вывески, выполненные в виде табличек или наклеек на входной группе. Указатели выполняются в специальном рельефном формате, текст на них дублируется шрифтом Брайля, доступным для незрячих людей (на высоте 1,35 м).
В жилом комплексе также имеются парковочные места для инвалидоа. По проекту количество парковочных мест должно составлять 5% от общего количества. Места на автостоянке оборудуются специальным знаком «Парковка для инвалидов» и обозначаются разметкой на асфальте. Парковка обеспечена кнопками вызова помощи, которые передают сигнал о необходимости оказания помощи. Также продуманы различные виды пандусов и лестничных подъемников.
Кроме того, проектом предусмотрено оснащение санитарных комнат, во входной группе имеются различные виды поручней, кнопки вызова помощи со шнурком (помогает вызвать помощь упавшему человеку).
Доступными для маломобильных граждан становятся также инфраструктурные объекты в составе жилого комплекса. «Сегодня многие застройщики проектируют социальные объекты, ориентируясь также на потребности школьников с ограниченными возможностями, – отмечает Мария Литинецкая, – В частности, входы в школы делают на уровне земли, поэтому пандусы уже не требуются. В школах также устанавливают специальные лифты и санузлы для маломобильных детей.
Концепция безбарьерной среды, предполагает минимизацию в комплексе количества бордюров, оснащение тротуаров специальными тактильными материалами или устройствами для подачи звуковых сигналов на переходах. Подобные вещи уже реализованы в таких проектах, как городской квартал «Ривер Парк», ЖК «Влюблино», «Новый Зеленоград» и пр.
«Словом, многие современные жилые комплексы по уровню удобства для инвалидов сопоставимы с европейскими, – считает Мария Литинецкая. – Однако основное отличие заключается во внешней среде. Неровные дороги с ямами, отсутствие пандусов на входе в социальные и коммерческие заведения, не говоря уже об автоматических дверях. Поэтому без комплексного подхода государства к проблемам маломобильных граждан девелоперы не смогут в одиночку кардинально улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями».
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.