от 359 722 за м2
Как отмечает Наталия Кузнецова, генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон», создание образовательной инфраструктуры, то есть детских садов и школ, следует рассматривать в связке с наличием социальных обременений, действующих в отношении застройщиков. Для получения разрешения на строительство проект должен соответствовать всем необходимым нормам в части обеспеченности социальными объектами. Показатели по ДОУ – 65 мест на 1000 жителей, по школам – 135 мест на 1000 жителей.
«Условия жесткой конкуренции также способствуют созданию социальной инфраструктуры. На сегодняшний день больше 60% покупателей – это семьи с детьми, поэтому наличие ДОУ и школ в рамках проекта является существенным коммерческим преимуществом, - приводит статистические данные Наталия Кузнецова.
Наполнение проекта инфраструктурой зависит от масштабов застройки и её параметров. Если речь идет о «точечных» проектах в сегменте «премиум» или строительстве апартаментов, то данное обременение не требуется. В среднем на возведение школы уходит 700-800 млн рублей (исходя из того, что на одного школьника приходится до 1-1,2 млн рублей в плане затрат на строительство).
«Стоимость строительства одного места на ребенка доходит до миллиона рублей, – подтверждает Наталья Козлова, коммерческий директор Tekta Group. – Однако в конечном счете все эти затраты оправданы, поскольку основная часть покупательской аудитории – это семьи с детьми, которым необходима социальная инфраструктура в пешей доступности от дома».
В качестве примера Наталья приводит жилой комплекс бизнес-класса «Маяковский», инфраструктура которого включает два детских сада, плюс фитнес-центр с 25-метровым бассейном. В еще одном проекте компании ЖК Big Time также планируется строительство детского сада.
Стоит отметить, что возведение ДОУ или школы – это первый шаг. Второй – передача объекта местным муниципальным властям, и здесь есть свои моменты. Строительство детских учреждений предполагает соответствие данных объектов всем санитарно-гигиеническим нормам и СНИПам, которые были разработаны еще 20-30 лет и перестали отвечать реалиям сегодняшнего дня.
Когда девелопер и Стройнадзор работают в тесной связке, то, как правило, удается избежать недочетов и промахов, мешающих передаче такого объекта на баланс города.
«Если объект не подлежит передаче местным властям, то застройщик вынужден искать оператора, который будет управлять образовательной инфраструктурой. Для потребителя, рассматривающего комфорт-класс, это будет нежелательным обстоятельством из-за финансовых затрат на обучение ребенка. Кроме того, есть минусы и для застройщиков, так как данный формат организации инфраструктуры недостаточно окупаем», - констатирует Наталия Кузнецова.
Тем не менее, Москва, да и все города-миллионеры, пошли по пути выполнения социальных обязательств путем обременения девелоперов. Это логично: если застройщик создает новый жилой фонд, то он же должен обеспечить будущих жителей инфраструктурой. Но проблема заключается не только в том, что власти далеко не всегда и не сразу принимают на свой баланс построенные девелоперами социальные объекты. Объекты социальной инфраструктуры обеспечивают привлекательность ЖК, но отражается на себестоимости строительства жилья и, в конечном итоге, эти затраты перекладываются на плечи покупателя.
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.