от 268 690 за м2
Во всем мире в крупных городах создаются деловые бизнес-кластеры, которые стремятся «разбавлять» социальной, коммерческой инфраструктурой и жильем. «На мой взгляд, концепция жизни и работы в одном месте в России пока еще не приобрела широкого развития хотя бы по той причине, что жилье в бизнес-кластерах сегодня финансово доступно небольшому количеству потенциальных покупателей, – говорит Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции». – Такой формат интересен скорее арендаторам, имеющим возможность в любой момент переехать вслед за офисом или при смене работы».
Востребованность жилья в концепции «бизнес-района» определяется ценностями и приоритетами в жизни, которых придерживается покупатель, уверена Анна Соколова, директор по маркетингу Группы компаний «Инград». Для семей с маленькими детьми, которым важно спокойствие, наличие парковых зон поблизости, а также объектов социальной инфраструктуры, скорее всего, бизнес-кварталы в российской реализации будут не очень интересны. А вот среди амбициозных людей, сделавших ставку на построение карьеры, они очень востребованы, так как проживание в непосредственной близости с местом работы положительно влияет на продуктивности работы и на креативности команды в целом.
«При существующей населенности мегаполисов правильно спланированные бизнес-районы – этот как раз то средство, которое в перспективе сможет разгрузить транспортные артерии столиц, правильно распределив людские потоки. При этом особое внимание девелоперы должны уделять сбалансированности застройки, дабы не допускать перенасыщения территории офисными зданиями, а создавать комфортную зону не только для работы, но и для жизни, развития и отдыха покупателей разных возрастов», – отмечает эксперт.
В качестве проекта, реализующего данную концепцию, Анна Соколова упоминает ЖК премиум-класса Lucky, в рамках которого возводятся жилые дома, офисы, а также наряду с этим образовательный центр, детский сад, художественные мастерские и студии, парки и скверы с общественными пространствами. По мнению спикера, это достаточно удачный пример того, как можно сбалансировать бизнес-квартал, сделав его интересным как для молодых амбициозных людей, так и для семейных пар с детьми.
Другой пример провидит Павел Лепиш, директор по продажам «ИНТЕКО».
«Если, например, рассмотреть кластер на Белорусской, то там присутствует как жилая составляющая, так и офисная, и сейчас этот район наполняется дополнительной инфраструктурой для развлечений и отдыха. При этом локация характеризуется отличной транспортной доступностью. Этот район всегда будет удобен и привлекателен для проживания и работы, и в ближайшее время здесь планируется очередное строительство офисных и жилых зданий», – отмечает эксперт.
Он также считает, что создание в бизнес-кластерах жилых объектов важно – люди могут работать рядом с домом, что исключит маятниковую миграцию и снижает нагрузку на транспорт. Кроме того, город заинтересован в подобных проектах, поэтому они имеют большие перспективы для дальнейшего развития мегаполиса.
«Формат бизнес-района предполагает в первую очередь работу, а не постоянное проживание. Хотя безусловно есть определенная целевая аудитория, которая стремится работать буквально возле дома или даже не выходя из дома», – делится своим мнением Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой».
Однако, по словам эксперта, высокобюджетные апартаменты внутри бизнес-кварталов в первую очередь востребованы у тех, кто вынужден периодически оставаться в городе после работы. Поэтому чаще всего это не первое и не единственное жилье, а скорее резервное. Кроме того, апартаменты в бизнес-кварталах могут арендовать крупные компании для своих сотрудников.
«На мой взгляд, «бизнес-районы» востребованы покупателями сейчас, и в будущем интерес к ним не угаснет, так как они представляют собой очень удобный формат жизни в мегаполисе, – считает Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. – Обитатель такого комплекса фактически живет на обособленном «островке», где у него есть все необходимое для работы, отдыха, развлечений и решения бытовых проблем. Безусловно, такие кластеры будут более удобными, чем, скажем, спальные районы, столь характерные для Москвы».
По мнению Василия Фетисова, коммерческого директор аМосковского территориального управления Группы «Эталон» столичные «бизнес-районы» доказали свою востребованность, проекты имеют хороший спрос и высокие ценовые показатели. Ярким примером служат окружение ММДЦ «Москва-Сити», где за последние годы вышли такие знаковые проекты: ЖК «Сердце Столицы», ЖК «Фридом», ЖК «Береговой», ЖК «Фили Град», ЖК Headliner, ЖК Capital Towers, ЖК City Park и др.
«В целом основная аудитория позитивно воспринимает такие проекты, потому что приобретая жилье, скажем, в МФК, можно рассчитывать фактически на жизнь в маленьком городе, где все под рукой. С другой стороны, обычно такие проекты характеризуются высокой плотностью заселения, поэтому любители более уединенного формата проживания предпочитают другие новостройки», – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE.
Подготовил Виталий Простаков
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.