от 57 353 за м2
Для создания нового вида недвижимости нужно взять опыт гостиничного сервиса, уровень курорта или санатория. При этом, масштабируя в будущем концепцию, вполне реально открывать комплексы разного уровня: «пять звезд», «три звезды» – ориентируясь на возможности клиентов. Кстати, помните, как раньше функционировали кооперативы? Сначала люди собирали средства, а потом уже решали, что и кто им будет строить исходя из суммы. Вообще, прошлый опыт тут вполне можно переосмысливать.
Например, крупные предприятия могли бы в рамках регионов взять на себя одновременно функцию профсоюза, при этом реализуя коммерческий, социально значимый проект для своих сотрудников. Квартиры вышедших на пенсию сотрудников можно было бы выдавать молодым перспективным кадрам, а пожилые люди получали бы по взаимозачету апартаменты или квартиру в таком комплексе, со всей необходимой в их возрасте инфраструктурой и опциями. Эти возможности подняли бы рейтинг работодателя, способного решать проблемы нескольких поколений. Наша задача – начать реализовывать эту идею и продемонстрировать, как могут работать такие механизмы с пользой для бизнеса, то есть мы предполагаем задать планку.
В течение года я изучал и транслировал тему геронтологии как девелоперского проекта в МИРБИС (Московской международной высшей школе бизнеса), и он был признан лучшим коммерческим стартапом, решающим несколько социальных задач. В основе его простая данность: квартира в России – это актив. Для сравнения: в Германии 60 % граждан, арендующих жилье, и к покупке квартиры стремятся немногие; у нас же с точностью до наоборот – по всей России снимают жилье в аренду лишь 8 % (притом что в стране 140 млн населения), и все стремятся к покупке, поскольку понимают, что это своего рода валюта, в том числе та, что обеспечит благополучную старость. Парадокс, что в той же Германии люди, обладающие таким активом, находятся в более выигрышном положении, чем наши пенсионеры, поскольку перед ними несколько вариантов, как распорядиться имуществом. У нас пока нет продукта, а именно – благоприятной среды, ради которой человек отдал бы свою главную ценность, и четкого механизма, который позволил бы избавить такого покупателя и от реальных рисков, и от выдуманных страхов.
Итак, во-первых, мы рассчитали модель и вывели маржинальность – примерно 13 % при условии грамотного подхода. Во-вторых, нам стало совершенно очевидно, что без поддержки государства (которое в первую очередь защитит интересы дольщиков и будущих жителей) нам не реализовать даже пилотный проект.
В ответ на просьбу о финансировании ВЭБ (организация, занимающаяся инвестированием средств пенсионных накоплений) выдвигает требование к проекту: он должен в перспективе масштабироваться на регионы. Взять деньги на реализацию проекта для одного нельзя… Но я думаю, что начинать нужно с региона-донора, остальные, как обычно, последуют примеру столицы. Все зависит от успешности лоббирования этой темы. Практика пожизненного содержания уже существует - можно отдать муниципальным органам квартиру и получить за это «бесплатную» заботу соцработника. Мы хотим доказать государству, что, как только появляется коммерческая составляющая, возникает и ответственность за качество продукта, это залог приличного сервиса.
Кстати, недавно крупнейший в России Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка объявил тендер на разработку концепции создания сетевой инфраструктуры для проживания и обеспечения долгосрочного ухода за лицами пожилого возраста. Информация о нем размещена на сайте государственных закупок. Сумма контракта составляет 2,9 млн руб. Согласно условиям тендера, победитель должен будет создать прототип «стандартизированного набора услуг для граждан старшего поколения», разработать концепцию сети таких пансионатов и его финансово-экономическую модель. Мы заявились на участие в этом проекте.
Сегодня самый подходящий момент для диалога с властью, социально ориентированные проекты актуальны как никогда. На данном этапе мы рассчитываем не столько на участие, сколько на минимум препон. Да, регулятор усилит контроль, коль речь идет о самой незащищенной аудитории, но есть и другие механизмы, подразумевающие третьего участника. В России страхование стремительно развивается, в кейсах страховых компаний есть такой продукт, как страхование жизни. Разработка специальных программ под наш проект – это большое конкурентное преимущество для этих организаций, и мы активно ведем с ними переговоры. Но основным драйвером все же должна быть КСО. Я верю, что люди, способные проследить взаимосвязь между социальной ответственностью бизнеса и реальными возможностями продлить человеческую жизнь, согласятся, что это направление стоит развивать.
Полагаю, что это сможет оживить рынок – появится еще одна альтернатива для инвестиций. Кроме того, мы вовлекаем в рынок категорию людей, которая сейчас ошибочно полагает, что никому не нужна и от нее ничего не зависит. И конечно, мы высвободим какой-то объем «универсального» жилья вторичного рынка, предложив взамен определенной аудитории адаптированный под них продукт.
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.