от 201 386 за м2
В Сочи в рамках MALLPIC SOCHI 2024 состоялась конференция «Огни большого города», посвященная необычным практикам стрит-ритейла, на которой выступил директор по торговой недвижимости девелопера MR Group Борис Маца. В своей речи он рассказал о том, что объем портфеля ритейл-площадей компании MR Group составляет 336,4 тыс. кв. м. К ним относятся уже существующие, строящиеся и проектируемые объекты.
Организатором мероприятия выступила команда Arendator Awards.
Развитая торговая инфраструктура вместе с муниципальными и коммерческими учебными учреждениями является важной особенностью жилых проектов, привлекая семейных покупателей. Второе место покупатели квартир отдают магазинам и супермаркетам в числе наиболее важных коммерческих организаций на территории жилых комплексов (так считают 80% опрошенных), а первую строчку занимают спортивные объекты (такого мнения придерживаются 81% респондентов), то есть фитнес-центры, SPA-центры, узкоспециализированные спортивные студии.
На один процент от магазинов отстают кафе и рестораны. При этом менее половины респондентов (46%) назвали обязательными в коммерческой инфраструктуре ЖК салоны красоты и медицинские центры.
По оценке Бориса Мацы, в 2010-х годах на среднерыночную долю ритейла отводилось значение 5-7% от площади жилья, сейчас эта цифра постоянно уваеличивается. В проектах MR Group доля торговой инфраструктуры составляет от 5 до 20% полезной площади.
«При этом 20% для всего проекта — это огромный объем, который не всегда ограничивается первым этажом. Торговые площади в жилых комплексах — значимая составляющая проекта, и в перспективе ритейл будет занимать более масштабные пространства», — уверен директор по торговой недвижимости MR Group.
Завершая свое выступление, Борис Маца на примерах коммерческой инфраструктуры в строящихся и уже реализованных проектах продемонстрировал, какие виды ритейла работают наиболее эффективно в зависимости от класса объекта, локации и охвата. Например, ключевыми арендаторами коммерческих площадей в премиальных небоскребах Symphony 34 он назвал мини-маркет, велнесс-центр и заведения общепита, которые удовлетворят основные потребности 4,5 тыс. резидентов комплекса. Под размещение этих предприятий предусмотрены помещения с необходимыми техническими условиями. В проекте Symphony 34 GLA (общая арендная площадь) всех 22 коммерческих пространств составляет 3 тыс. кв. м. Отдельно спикер отметил, что в этом комплексе премиальных небоскребов запланировано создание прецедента запуска ритейла к моменту передачи ключей собственникам. Таким образом они смогут получить максимальный доступ к сервисам сразу же после переезда.
Стратегия ритейла для масштабного городского квартала SLAVA, над которым девелопер MR Group работает совместно с ООО «ПроГород», учитывает многофазность в его реализации, а также многоцелевое назначение объектов: жилых апартаментов премиум-класса, офисной и торговой недвижимости. Пул арендаторов сформировался еще на этапе проектирования. В квартале запланировано 60 коммерческих помещений.
«Качественное образцовое наполнение дает нам основание максимизировать стоимость жилья в первой и последующих очередях проекта», – отметил особенность кейса эксперт.
Борис Маца также рассказал об особенностях ритейла в подмосковном проекте MR Group «Эко Видное 2.0». Масштабный жилой комплекс, который строится в 7 км от МКАД, расположен в густонаселенном районе с современной инфраструктурой. Основной точкой притяжения станет фитнес-центр с 25-метровым бассейном, а в качестве продуктового магазина запланирован супермаркет площадью 1200 кв.м.
Показательным примером эффективно работающей коммерческой инфраструктуры Борис Маца назвал ТЦ Discovery в составе одноименного жилого комплекса, который был сдан в 2020 году. Так как торговый центр находится всего в минуте ходьбы от станции метро «Ховрино» и его непосредственно соседствует с автовокзалом «Северные Ворота», трафик Discovery превышает 12000 человек в сутки. GLA составляет 12,7 тыс. кв. м. Ключевые арендаторы торгового центра: супермаркет сети «Перекресток», МФЦ, предприятия фудхолла и фитнес-центр World Class. Эти факторы являются причиной того, что заполняемость объекта арендаторами стабильно держится на уровне не ниже 98% площадей.
Девелопер MR Group успешно работает на российском рынке с 2003 года, являясь одной из крупнейших компаний по объему строительства и продаж жилой и коммерческой недвижимости в России. Он входит в число лидеров рынка по уровню инноваций и цифровизации, а также активно поддерживает культурные институции и значимые социальные события.
На данный момент на различных стадиях реализации находится 17 проектов в ценовых классах комфорт, бизнес, премиум и deluxe, а также в коммерческой и офисной недвижимости. Компания развивает направление элитной недвижимости MR Private рядом со знаковыми объектами истории и культуры.
Девелопер входит в различные престижные рейтинги: является лидером по объемам офисных площадей в реализации по версии «РБК Исследования рынков», включен в топ-3 девелоперов Москвы по версии РБК, в топ-7 крупнейших застройщиков России по версии Infoline, занимает третье место в рейтинге уверенности застройщиков в Москве и седьмое место в топ-20 застройщиков России по версии Forbes и Urban Awards; является многократным «Девелопером года» по версии авторитетной премии Urban Awards и «Девелопером десятилетия» по версии престижной премии CRE Moscow Awards.
Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.